ПТИЧЬИ СЕРДЦА В ЛОШАДИНЫХ СИЛАХ

Конец XIX века ознаменовался сильным прогрессом в строительстве новых механических двигателей, которым предстояло’ играть в дальнейшем очень крупную роль как в стационарных установках, так и особенно во всех видах транспорта. Это тепловые или газовые моторы, — иначе моторы внутреннего горения, — работающие от быстрых последовательных взрывов в цилиндрах горючей смеси из паров бензина или керосина с воздухом. 1

С усовершенствованием этих моторов, что шло пара, лельно с развитием автомобильного спорта, в западне европейских столицах появилось много общественны организаций — автомобиль-клубов и аэроклубов, котори вели работу не только спортивную, но и научно-технн ческого характера. Любители воздушного спорта — тогл только на сферических аэростатах — стали в те годь сильнее развивать свою деятельность потому, что ои справедливо ожидали от газомоторов крупных услуг прі превращении простого аэростата в управляемый и прі решении проблемы механического полета.

Главное преимущество газо-моторов перед другим двигателями — это легковесность. Здесь не нужно ни кота с водой, ни дров, ни угля, как в паровых машинах,— ні тяжелых аккумуляторов, как при пользовании электро энергией. Бензин сам по себе не тяжелый (70°/0 в сред нем сравнительно с водой), а воздух для составленш взрывчатой смеси берется, конечно, прямо из атмосферы Благодаря этому относительный вес моторов, т. е. вес приходящийся на 1 лош. силу мощности, сильно умень шился. Тогда как в паровых машинах или в электро двигателях 1 лош. сила мотора весила несколько десятко! или свыше сотни кг, автомоторы стали давать на 1 лош силу 20—15 —10 кг, а для авио-моторов были вй шансы сильно сбавить в весе еще.

Другими словами, мотор одного и того же веса с пер вых годов XX века стал быстро расти в своей мойр ности.

Капитан Фербер подметил даже закон прогрессии в это* росте: „если в 1903 г. двигатель в 100 кг мог дав 6 лош. сил (Бюше), то в следующем году он давал 12 л. с. (Пежо), а в 1905 г. — уже 24 лош. силы (Антуанет)“, т.-е. с каждым годом мощность удваивалась.

Мотор — это сердце механической птицы. Сердца пер — !ых аэропланов, построенных в Америке и во Франции, шели мощность от 20 до 50 лош. сил, при весе 100 —

150 кг.